воскресенье, 27 июля 2014 г.

Кавказ в творчестве русского художника Евгения Лансере




В нашей библиотеке есть две замечательных книги Льва Николаевича Толстого, посвященных Кавказу: миниатюрное издание «Хаджи-Мурат» (издат-во «Современник», 1977 г.) и подарочное издание «Казаки» (издат-во «Художественная литература», 1977 г.).
Обе книги проиллюстрировал известный русский художник Евгений Лансере.







Е. Лансере работал над «Хаджи-Муратом» с 1912 по 1916 год по заказу петербургского издательства «Товарищество Р.Голике и А.Вильборг». В работе над иллюстрациями к "Хаджи Мурату" Лансере опирался на огромный запас натурных этюдов и зарисовок, сделанных в Дагестане и Чечне в 1912-1913 годах, а также на разнообразные исторические источники – старинные портреты и рисунки, музейные образцы оружия и костюмов.  Позднее, в автобиографии художник напишет: «В далеком те годы Кавказе, облике и быте его обитателей виделся мне тот романтизм и часто героизм, которые трудно было ощутить в повседневном нашем окружении. Четыре года я проработал над этими иллюстрациями, они стали поворотным этапом в моем творческом развитии».
 


Иллюстрации Лансере к Хаджи-Мурату станут классическими и выдержат множество переизданий. По словам художника и историка искусства Александра Бенуа, «рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть... Они не только дают тонкую и точную “справку по сценарию” и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь».
А в 1937 году выйдет в свет последняя книга, проиллюстрированная Евгением Лансере – «Казаки» Л.Н. Толстого. Долгие годы (первые варианты иллюстраций относятся еще к 1917 году) работал художник над циклом иллюстраций к этой повести.
В иллюстрациях к «Казакам» ярко проявилось тяготение Лансере к созданию глубокого психологического образа. В наиболее удачных иллюстрациях внимание художника полностью сосредоточено на образах героев повести – красавице Марьяне, старике Ерошке, удалом казаке Лукашке...


В 1917 году Евгений Лансере решил переселится на Кавказ. Художник жил в Дагестане в 1917– 1919 годах.
Надо сказать, что его работы тех лет, посвященные Дагестану, – «Окрестности Темирхан Шуры», «Башня в Шуре», «Махач Дахадаев с отрядом красных партизан и красноармейцев» и многие другие – оказали большое влияние на развитие таланта двух дагестанских художников. Их имена – Муэтдин-Араби Джемал и Хасбулат Аскар-Сарыджа. Эти два юноши-дагестанца были первыми художниками в республике, получившими специальное образование во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. А Джемал, к тому же, учился у Е. Лансере в Академии художеств.
Хасбулат Аскар-Сарыджа стал основателем скульптурного искусства Дагестана. А Муэтдин-Араби Джемал – прекрасным художником-живописцем. Заметное место в его творчестве занимал портрет. Черты глубокой внутренней жизни переданы им в портретах Сулеймана Стальского и Гамзата Цадасы.

М.-А. Джемал. Портрет Сулеймана Стальского.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий