В нашей библиотеке есть две замечательных книги
Льва Николаевича Толстого, посвященных Кавказу: миниатюрное издание
«Хаджи-Мурат» (издат-во «Современник», 1977 г.) и подарочное издание «Казаки»
(издат-во «Художественная литература», 1977 г.).
Обе книги проиллюстрировал известный русский
художник Евгений Лансере.
Е.
Лансере работал над «Хаджи-Муратом» с 1912 по 1916 год по заказу петербургского
издательства «Товарищество Р.Голике и А.Вильборг». В работе над иллюстрациями к
"Хаджи Мурату" Лансере опирался на огромный запас натурных этюдов и
зарисовок, сделанных в Дагестане и Чечне в 1912-1913 годах, а также на
разнообразные исторические источники – старинные портреты и рисунки, музейные
образцы оружия и костюмов. Позднее, в автобиографии художник напишет: «В
далеком те годы Кавказе, облике и быте его обитателей виделся мне тот романтизм
и часто героизм, которые трудно было ощутить в повседневном нашем окружении.
Четыре года я проработал над этими иллюстрациями, они стали поворотным этапом в
моем творческом развитии».
Иллюстрации
Лансере к Хаджи-Мурату станут классическими и выдержат множество переизданий.
По словам художника и историка искусства Александра Бенуа, «рисунки Лансере
сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою
прелесть... Они не только дают тонкую и точную “справку по сценарию” и рисуют
типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь».
А
в 1937 году выйдет в свет последняя книга, проиллюстрированная Евгением Лансере
– «Казаки» Л.Н. Толстого. Долгие годы (первые варианты иллюстраций относятся
еще к 1917 году) работал художник над циклом иллюстраций к этой повести.
В
иллюстрациях к «Казакам» ярко проявилось тяготение Лансере к созданию глубокого
психологического образа. В наиболее удачных иллюстрациях внимание художника
полностью сосредоточено на образах героев повести – красавице Марьяне, старике
Ерошке, удалом казаке Лукашке...
В 1917 году Евгений Лансере решил переселится на Кавказ. Художник жил в Дагестане в 1917– 1919 годах.
Надо сказать, что его работы тех лет, посвященные Дагестану,
– «Окрестности Темирхан Шуры», «Башня в Шуре», «Махач Дахадаев с отрядом
красных партизан и красноармейцев» и многие другие – оказали большое влияние на
развитие таланта двух дагестанских художников. Их имена – Муэтдин-Араби Джемал
и Хасбулат Аскар-Сарыджа. Эти два юноши-дагестанца были первыми художниками в
республике, получившими специальное образование во Всероссийской Академии
художеств в Ленинграде. А Джемал, к тому же, учился у Е. Лансере в Академии
художеств.
Хасбулат Аскар-Сарыджа стал основателем скульптурного искусства
Дагестана. А Муэтдин-Араби Джемал – прекрасным художником-живописцем. Заметное
место в его творчестве занимал портрет. Черты глубокой внутренней жизни
переданы им в портретах Сулеймана Стальского и Гамзата Цадасы.
![]() |
М.-А. Джемал. Портрет Сулеймана Стальского. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий