вторник, 15 июля 2014 г.

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный певец Кавказа



В этом году наша страна отметила 215-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.


Библиотекари Детской библиотеки Красноармейска рассказали детям из городского летнего лагеря о жизни и творчестве гениального поэта, о том, что он стал первооткрывателем темы Кавказа в русской литературе. 



Забытый светом и молвою,
Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы.
Над их вершинами крутыми,
На скате каменных стремнин,
Питаюсь чувствами немыми
И чудной прелестью картин
Природы дикой и угрюмой…

(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

Великий русский поэт впервые в русской поэзии воплотил тему Кавказа не по чужим рассказам, а опираясь на собственные впечатления. По словам известного литературного критика В.Г. Белинского, «с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний! Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленным драгоценною кровию сынов ее и подвигами ее героев».

Но европейца все вниманье
Народ сей чудный привлекал.
Меж горцев пленник наблюдал
Их веру, нравы, воспитанье,
Любил их жизни простоту,
Гостеприимство, жажду брани,
Движений вольных быстроту,
И легкость ног, и силу длани;
Смотрел по целым он часам,
Как иногда черкес проворный,
Широкой степью, по горам,
В косматой шапке, в бурке черной,
К луке склонясь, на стремена
Ногою стройной опираясь,
Летал по воле скакуна,
К войне заране приучаясь.
Он любовался красотой
Одежды бранной и простой.
(А.С. Пушкин «Кавказский пленник»)

Кавказ стал для Пушкина предметом восхищения и темой его творчества, которую он пронес через всю свою жизнь!

Во время оное былое!..
В те дни ты знал меня, Кавказ,
В свое святилище глухое
Ты призывал меня не раз.
В тебя влюблен я был безумно.
Меня приветствовал ты шумно
Могучим гласом бурь своих.
Я слышал рев ручьев твоих,
И снеговых обвалов грохот,
И клик орлов, и пенье дев,
И Терека свирепый рев,
И эха дальнозвучный хохот,
И зрел я, слабый твой певец,
Казбека царственный венец.

(А.С. Пушкин «Путешествие Онегина»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий